|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
На главную » Компактная докатка, или месяц с электросамокатом ArmadA. Компактная докатка, или месяц с электросамокатом ArmadA.
Всё, возможно, могло быть иначе, если б не эти ужасные пробки.
И ладно бы часы пик! Так заторы сейчас встречаются в любое время суток и вдобавок где угодно. Метро? Оно есть далеко не везде, да и неудобно это – ехать с фиолетовой на зеленую через кольцевую линию. Мотоцикл? Нет, проходили, перемещение по Москве на мотоцикле – развлечение особой категории, точно не для меня. Велосипед – хорошо, но иногда крутить педали совершенно не хочется, да и сильно потеть не всегда уместно… В общем, путь к электросамокату был долог и мучителен, через перебор всех перечисленных вариантов. Хотелось найти во-первых простое, компактное устройство, которое не займет в багажнике автомобиля много места и позволит при случае бросить машину и доехать куда нужно безо всяких пробок. Во-вторых, недорогое: противоугонка для легкого двухколесного транспорта – понятие условное, если девайс украдут – не хочется лишних переживаний. Электросамокат ArmadA BEAVER стоит 21 000 рублей. Это очень важный момент. Прошу вас каждую секунду, что вы потратите на чтение, помнить – речь идет об устройстве ценой в недорогой велосипед. Все его достоинства и недостатки следует воспринимать сквозь эту невеликую цену.
Таблица 1: Технические характеристики электросамоката ArmadABEAVER
Не стану концентрировать внимание на технических характеристиках, они в таблице, там же – где необходимо – мое мнение о них. Я проехал на ArmadA BEAVER около 700 км и могу подтвердить – да, он действительно развивает скорость 32 км/ч, хотя точная скорость здорово зависит от массы седока и заряда аккумулятора. Важнее другое – этот немаленький для электросамоката пробег уже позволяет мне судить о том, что в нем хорошо и что – не очень. Сначала самое важное: если все время ехать на максимальной скорости, заряда аккумулятора не хватит и на 20 км, скорее всего, вы практически остановитесь километров через пятнадцать. На неполной скорости – около 20 км/ч, или три пятых хода соответствующей рукоятки «газа» – пробег увеличивается до 25 км. Если ехать еще более экономно, можно протянуть тридцать, но такая езда очень скучна, мало кто выдержит. Полная зарядка занимает до восьми часов, все зависит от степени разряда батарей. Электросамокат – экзотикадаже для столичных улиц, люди воротят головы и обсуждают в духе «Вот бы нам такой!» Постоянно задают вопросы, в основном, конечно, про километры в час и километры пробега. На мой взгляд, скорость тут значения не имеет – участником «большого движения» электросамокату все равно не стать, перемещение по обочинам автодорог небезопасно и производится только в крайнем случае, когда вариантов объезда по менее оживленным дорогам нет совсем (например, для пересечения МКАД по проспекту). А вот пробег в 25 км дает возможность доехать хоть от Митино, хоть от Выхино до центра, где – если вы едете работать – поставить устройство на зарядку и в конце рабочего дня проделать обратный путь. Тут, правда, есть тонкость. Вес электросамоката ArmadA BEAVER – 42 кг. Только хорошо подготовленный физически человек в состоянии носить его по лестницам, да и затяжной путь вверх по крутому пандусу потребует серьезных физических усилий. С учетом того, что «нейтральной передачи» и обгонной муфты у самоката нет и заднее колесо всегда связано с мотором посредством цепи – разрядка где-то посреди пути может быть проблемой, уже через час «самокачения» устройства и бесполезной прокрутки мотора вы начнете проклинать тот день, когда сели на самокат. Это, однако, столь поучительный урок, что к запасу хода мгновенно приноравливаешься – чтобы не повторяться. Но хватит лирики, поехали уже! ArmadA BEAVER невероятно, фантастически устойчив. Достаточно сказать, что за 700 км ни я, ни те многочисленные знакомые, кто на нем катался впервые, не уронили его ни разу! Причина проста: аккумулятор весом 15 кг, расположенный очень низко, двигатель, а также стальные рама и аккумуляторный отсек, и как следствие – центр тяжести много ниже, чем у любого бензинового скутера или велосипеда. Упасть на таком самокате можно только нарочно, равновесие держать много проще, чем на велосипеде, легкость седока – не помеха, а плюс, центр тяжести будет тем ниже, чем меньше вы весите, сидя в высоком седле. Самокат отличается очень высокой маневренностью. Управлять можно и простым переносом веса тела, а уж в сочетании с рулем это дает возможность брать невероятно крутые кривые. Наклон – и объехали столб, еще наклон, но по-круче – вошли в поворот. В сочетании с высокой устойчивостью это дает большие возможности для движения по населенным тротуарам и дворам. Угол поворота колеса в любую сторону – 80 градусов, что дает возможность разворачивать самокат почти на месте. У ArmadA BEAVER – простейший двигатель и нет рекуперативного тормоза, так что энергия разгона будет тратиться впустую, «загнать» ее часть обратно в аккумулятор не выйдет. Тормоза– механические дисковые, но при своей полной энергетической невыгодности они невероятно эффективны – в сухую погоду тормозной путь со скорости 20 км/ч составляет менее 1 метра! При достаточной скорости реакции и некотором водительском опыте перемещение на самокате даже по тротуару не представляет опасности для пешеходов – на меньших-то скоростях торможение практически мгновенное. За много километров в городских условиях я не коснулся ни пешехода, ни препятствие. Мало того – научился ездить очень экономно, и сейчас 90% моих торможений – «холостым ходом» двигателя. Тормоза нужны мне редко. ArmadA BEAVER оснащен фарой и задним габаритным фонарем (он же стоп-сигнал), но не имеет звукового сигнала. Это очень забавно в свете того, что аппарат издает очень мало шума. Нельзя сказать, что он ездит совсем бесшумно, однако, во-первых, на малых оборотах это действительно так, во-вторых, шум электродвигателя никто не воспринимает за шум собственно двигателя. Это вынуждает развивать коммуникативные навыки. К счастью, фраза «Разрешите проехать, пожалуйста!» творит чудеса, да и отсутствие сигнала на таком транспорте – не сказать чтобы недостаток. Велодорожек у нас мало, и там, где приходится на электросамокате ездить, у пешехода – преимущество, и вы на своей табуретке можете лишь попросить его уступить вам дорогу. Так что в бесшумности аппарата есть свой глубокий дзен. Просите дорогу, и вам не откажут, а сигналить – это не дело. Дзен не для вас? Ничто не мешает прикрутить на руль велосипедный звонок. Самокат оснащен также индикатором «уровня заряда аккумулятора», но не стоит обольщаться надписями full, half и empty напротив зеленого, желтого и красного светодиодов соответственно. Они показывают напряжение батареи, а не уровень заряда. В результате разряд даже до «желтой» лампы приводит к потере динамики, скорости и в итоге к невозможности движения со скоростью выше пешеходной. Контролировать уровень заряда получается, но весьма приблизительно – сначала зеленая лампа начинает мигать при движении в подъем или на полном ходу, потом она мигает даже на среднем ходу, затем – на малом. К этому времени скорость и динамика разгона упадут на треть. В конце концов остается два горящих светодиода – это означает, что заряда хватит еще километров на пять неспешной езды, потом вы какое-то время сможете идти рядом с едущим кое-как самокатом, но и это продлится недолго. Хочется пожелать разработчикам оснастить будущие модели более адекватным отображением уровня заряда батареи, и если уж показывать напряжение – то по крайней мере точно, цифровой вольтметр нынче дешев. ArmadA BEAVER прочен. Он действительно выполнен из стали. Помню, поначалу я этому удивился – известно же, что меньшая масса означает больший пробег и большую скорость, да и таскать стальной девайс весом 42 кг через переходы и препятствия не слишком легко. Только напрыгавшись вдоволь с бордюров и ощутив на себе дорожные неровности, я осознал, что сталь тут необходима. Аккумуляторный отсек расположен всего в 10 см над дорогой – при расстоянии между осями 95 см. Как бы аккуратно вы ни ездили, рано или поздно вы ящиком этим ударитесь – о бордюр, кочку или другое препятствие. Будь там пластмасса или тонкий алюминий – аккумулятор пришлось бы менять. Так что сталь, хоть и тяжела, спасает вас от поломок рамы и аккумулятора. Остается, правда, открытым вопрос, почему при полностью стальной раме некоторые элементы конструкции, включая амортизаторы и линки, выполнены из алюминиевого сплава. Облегчение тут небольшое – речь идет о маленьких, но важных деталях, их масса по сравнению с массой рамы несущественна. Удешевление, но разумное ли… Несмотря на очень короткий ход амортизаторов ArmadABEAVER, он может использоваться практически на всех сухих поверхностях. Однозначно непроходим только глубокий песок, по гравийному или просто мелко рифленому грунту ехать неприятно, но возможно. В городе однозначным врагом устройства являются высокие бордюры, на которые с такой большой массой запрыгнуть не получится. Перепрыгивать же мелкие, до 7 см, препятствия и спрыгивать с высоких бордюров вниз - вполне возможно при наличии соответствующего велосипедного опыта и хоть какой-то скорости, удачное продольное распределение массы невысоким прыжкам весьма способствует. Очень опасны продавленные крышки люков и прочие глубокие препятствия – колеса маленькие, можно и упасть. Так что за дорогой придется следить внимательно. Кстати, левую руку с руля снимать категорически не рекомендую – колеса тут не 26 дюймов, а всего 26 сантиметров. Они склонны к рысканию, что не очень опасно на ровной поверхности, но наезд на препятствие, если рука на руле одна, может закончиться падением. Телефон, в общем, лучше не доставать и уж тем более не разговаривать по нему при отсутствии гарнитуры. Самокат, несмотря на гладкий протектор, весьма ходок и на мокрых поверхностях вроде невысокой травы и грунта без луж. Водные препятствия ему категорически противопоказаны – электрика же, да и аккумулятор висит низко. К тому же в дождь заднее колесо закидывает спину седока грязью, достаточно проехать 500 м средним ходом – и куртку надо бросать в стирку. От дождя с таким устройством лучше просто укрываться. К счастью, прогнозы на один день достаточно точны, а кратковременный дождь в летний день да в городе – не проблема, всегда можно найти укрытие, а если удастся – еще и устройство подзарядить. Подъезды с адекватными консьержками, отличающими ампер от вольта, а также охраняемые стоянки и АЗС – при развитом навыке убеждения – могут стать неиссякаемым источником электричества. Электрическая часть дождь выдерживает, проверено. А вот эффективность тормозов после получасового дождя падает до нуля, тормозить получится только ногами. Это не беда, если знаешь об этом – не так велика масса самоката, чтобы не остановить его ногами. Но время от времени нужно проверять эффективность тормозов, чтобы вовремя об этом узнать. Электросамокат редко нуждается в обслуживании. Для крепления кожухов и обвески используются в основном стандартные «велосипедные» болты с шестигранным шлицем 5 мм, для осей и прочих силовых элементов нужен ключ 17 мм. Подтягивание цепи производится ключом 10 мм. Помимо прокола колеса, единственная неприятность, которая может случиться по дороге – сорвет цепь. Чем более рваную нагрузку вы даете на двигатель и чем резче тормозите, тем это более вероятно. Соответственно, пробуксовку аппарат очень не любит - попадание в скользкую грязь с ручкой газа хотя бы на среднем ходу практически гарантирует слетевшую цепь. Собственно, цепная передача – первая и, пожалуй, главная претензия к конструкторам. Зачем, если есть мотор-колеса? Зачем, если КПД цепной передачи невелик? Зачем, наконец, если эту передачу нужно иногда обслуживать, смазывать и подтягивать цепь? Ответ один – удешевление. Да, доступ к цепи прост, а подтягивание и смазка еще проще. Надеть цепь на звезды, к счастью, можно почти всегда без инструмента, хотя руки придется долго отмывать. Но все равно: цепная передача – это и дополнительный шум, и потери, и обслуживание, наконец. К тому же никаких ниш для хранения инструмента на скутере нет, в аккумуляторном же отсеке нет ни миллилитра пустого места. Второй большой недостаток – зарядка в штатном режиме производится через гнездо на аккумуляторном отсеке самоката. То есть к розетке необходимо доставить не свинцово-кислотный аккумулятор и зарядку, а весь самокат. Теперь цифры. Габариты зарядки – 11х6х4 см, аккумулятора – 30х16х11 см, самокат имеет длину 120 см и часто – грязные колеса. Аккумулятор весит 15 кг, весь самокат – 42 кг. Понимаете, да? Конечно, доработка зарядной схемы не представляет проблем для знающего человека, но зачем штатно увеличивать количество бессмысленных перемещений всего устройства, если аккумулятор даже уложен для удобства переноски в сумку, а вот таскать весь самокат – удовольствие сомнительное? Тем не менее, даже габариты всего самоката таковы, что он легко умещается в пассажирский лифт, а в сложенном состоянии – в любой багажник, не занимает много места в тамбуре электрички и даже может быть спущен и размещен в метро, опять же при наличии некоторого навыка работы с метробабками. Надо, впрочем, осознавать – погрузка самоката в багажник, особенно с высоким бортом, потребует некоторых физических усилий, и может оказаться практически невозможной для хрупкой девушки. Для складывания устройства инструмент не нужен, используются надежные и простые шпилечные соединения. Для уменьшения габаритов и веса можно демонтировать седло вовсе – стоя ездить ничуть не менее приятно, чем сидя. Подведем итог. Но сначала – снова о цене. Не забыли, что мы рассматриваем самодвижущееся устройство стоимостью 21 000 рублей? Так вот, перед нами – не самый технически совершенный, оснащенный цепной передачей и свинцово-кислотным аккумулятором, лишенный рекуперации и достаточно тяжелый электросамокат. Который при этом прочен, функционален и влезает в багажник, да и на маленьком балконе легко разместится. Он практически не нуждается в обслуживании и в летний период полностью закрывает потребность в недолгих городских передвижениях. К тому же эксплуатация самоката невероятно дешева. Полная зарядка аккумулятора емкостью 12 А*ч «съедает» половину киловатт-часа, то есть при нынешних ценах на электричество обойдется вам в копейки. 20 км за два рубля – на каком еще транспортном средстве достижима такая эффективность? Бонусомприлагается множество заинтересованных взглядов и одобрительных слов за спиной. В общем, на мой взгляд, устройство стоит каждого вложенного в него рубля. К тому же BEAVER – это один сплошной повод для мелкого тюнинга. Бесколлекторный двигатель и новый контроллер, литий-полимерные аккумуляторы, нормальные амортизаторы, в итоге - километров пятьдесят пробега на одной зарядке… Есть чем заняться на досуге! Остается добавить, что у 800-ваттного скутера есть старший брат CRUMB с двигателем 1000 Вт и заявленной скоростью 42 км/ч, а также более слабый MARMOT с 500-ваттным двигателем и максимальной скоростью 24 км/ч. Первый стоит 22 500 руб., второй – 19 000 руб. CRUMB, на котором мне довелось проехать городскую игру «Бегущий город», действительно едет быстрее, а MARMOT слаб и годится лишь легковесу. К тому же все самокаты комплектуются одинаковыми аккумуляторами, так что за дополнительную мощность CRUMB придется платить пробегом. Поэтому 800-ваттный BEAVER представляется оптимальным выбором, хотя CRUMB все же веселей. Автор статьи: участник команды "Электромонстры АрмадА" на московской игре "Бегущий Город 2014" - Сергей Бучин.
|