На главную » Курс молодого квадроциклиста. Урок второй.
Копия статьи из журнала МОТО, март 2014.
В прошлом номере мы рассказали о том, как выбрать ребенку детский квадроцикл, как подготовить его к занятиям и как при обучении заложить основы безопасного управления техникой. Теперь упражнения усложнятся, и вскоре мы перейдем от ровной площадки к настоящему оффроуду!
На практике на это может потребоваться не одно занятие, главное – закрепить полученный навык, после чего первоначальный курс можно считать законченным, но повторять упражнения первое время стоит регулярно, чтобы не растерять нужные навыки и не закрепить неправильные.
Когда ребенок научился трогаться с места, разгоняться и тормозить, а также поворачивать, свешиваясь внутрь поворота и упираясь коленом опорной ноги в квадроцикл, пора наращивать скорости. Но пока на ровной грунтовой площадке, где риск наезда на кочку и опасность переворота минимальны. Так водителю легче сосредоточиться на траектории.
Узкая змейка требует проходить повороты с газом. Залог успеха – ровный темп и опережающее руление (руль надо поворачивать за метр до конуса).
Все упражнения нужно выполнять в двух зеркальных вариантах, чтобы навыки работали независимо от направления движения. Для начала – езда по кругу и по восьмерке. В качестве фишек можно использовать резиновые конусы или пустые пластиковые бутылки (только не закрывайте их, чтобы при наезде они сминались, а не подбрасывали квадрик в воздух – короткобазным моделям достаточно небольшого препятствия на повороте, чтобы перевернуться).
Покажите траекторию, шагая перед квадром. Обратите внимание на границы площадки (забор, припаркованные машины, овраг и т.п.), напомните, что площадка кончается за 1-2-3 метра до них, выезжать за нее нельзя! Фишки лучше расставлять так, чтобы в зоне выхода из поворота было свободно. В качестве фишки можно использовать и себя – только при этом всегда держите квадр в поле зрения, не поворачивайтесь к нему спиной!
Основной критерий правильности прохождения поворотов: колеса не должны отрываться от земли. А для этого нужно вовремя и максимально глубоко свеситься внутрь поворота. Не забывая о плотном контакте с квадриком. Для попадания в поворот особенно важно направление взгляда: не на конус, а туда, куда нужно ехать. При больших поворотах руля вправо нажимать курок газа большим пальцем крайне неудобно (на фото). Можно сменить хват, выдвинув кисть вперед, и нажимать курок указательным пальцем.
Следите, чтобы траектория была единообразна, поближе к фишкам, а не как придется – то есть чтобы ребенок управлял квадриком, а не просто уворачивался от конусов. Когда восьмерка вокруг двух конусов освоена, можно добавить еще три в линию, чтобы получилась змейка. Расстояние между ними выбирайте так, чтобы квадроцикл легко проезжал змейку без заноса на скорости 10–15 км/ч. Следите за аккуратной работой газом и вывешиванием (быстрой перекладкой тела) на нужную сторону. Здесь больше важна точность и ровный ритм, чем скорость.
Точно управлять разгоном и торможением проще всего научиться в грязи.
Следующий этап площадки – острые повороты. Сдвиньте конусы или даже сместите их так, чтобы из прямой линии получилась змейка. Объезжать их нужно по наружной стороне, и тут можно использовать занос. Важно научиться сочетать дистанцию, поворот руля и открытие газа – причем как по расстоянию (времени) до поворота, так и по продолжительности. Так, недостаточное или позднее открытие газа приводит к тому, что квадроцикл не вписывается в поворот, излишне продолжительное – вызывает слишком глубокий занос и потерю скорости.
На спуске – задняя стойка…
Общая задача та же: пройти по намеченной траектории (ближе к фишкам) не меняя темпа, обращая внимание на все элементы, освоенные раньше (положение корпуса и ног, взгляд, согласованность действий). Последний этап площадки, добавляющий к освоенным навыкам элемент неожиданности – быстрое торможение и уклонение от препятствия.
…и задний же тормоз!
Сначала останавливаемся между конусами с малых скоростей, затем наращиваем скорость (не более 30 км/ч) и стараемся отодвинуть момент начала торможения. При этом обращаем внимание на максимальную оттяжку назад, чтобы противодействовать опрокидывающей силе, и плотный контакт бедер с седлом квадрика. Учимся дозировать усилие (пока достаточно использовать педальный привод), чтобы бороться с блокировкой колес. Главное – наращивать интенсивность торможения постепенно, чтобы ребенок не пугался клевков машины и понимал, как управлять процессом.
На подъеме нужна максимально передняя стойка: водитель должен выдвинуться над фарой, – но спину держать прямо и смотреть вперед. Этот подъем осложнен глубокой колеей слева. Для маленьких колес это серьезная помеха.
В упражнении «объезд препятствия» роль последнего выполняет родитель. Он стоит перед приближающимся квадроциклом (его скорость около 20 км/ч) и за 5–10 м до него поднимает в сторону левую или правую руку, показывая направление объезда. Главное – выполнить объезд без раскачки квадроцикла, без газа и без торможения. Преодоление препятствий – самая интересная часть занятий, которая плавно переходит сперва в небольшие вылазки, а потом – и в полноценные дневные походы.
Но начать стоит с небольших препятствий, которые, впрочем, из-за руля кажутся куда как непростыми. Главное, чтобы они не таили в себе дополнительных опасностей, которые ребенку (да и вообще неопытному квадроциклисту) увидеть подчас непросто. Например, склон с боковым уклоном, с колеями (особенно если они шире, чем колея самого квадра), скользкими выступающими корнями, деревьями вблизи траектории, крупными камнями и т.п.
Попав в колею от грузовика, квадр оказывается на трех колесах. Водитель смещается влево, компенсируя наклон.
Не нужны и длинные горки, тем более что маломощному квадроциклу они могут оказаться просто не под силу, и даже инерции на длинный подъем может не хватить. Хорошо, если есть возможность объехать препятствие, развернуться, взять разгон. Перед тем, как штурмовать подъем или спускаться с горки, повторяем основы. Это положение тела водителя (cогнутыми в коленях ногами плотно упираемся в боковины сиденья и притягиваем бедра к рулю, если движемся вверх, и оттягиваемся назад, – но сильно не сгибаемся – если вниз) и пользование газом и тормозом.
Навыки откренивания приходится применять и на лесных дорогах: квадр с короткой базой и малой колеей чувствителен к углу наклона.
Газ при движении вверх приотпускаем только тогда, когда скорость слишком высока или квадроцикл начинает «гулять», соскальзывать вбок. При правильной загрузке водителем передка машины опасности переворота нет – кроме случая наезда на скорости на камень или кочку (за этим, как я уже говорил, надо проследить заранее).
Не получилось подняться, машина остановилась? Ничего страшного: зажимаем передний (!) тормоз (задний использовать нельзя, чтобы не создавать точку опрокидывания) и плавно съезжаем назад, не отпуская его полностью. Смотреть при этом надо только вперед, попытка обернуться на склоне часто кончается выворачиванием руля в сторону и потерей контроля за траекторией. А там и до переворота недалеко. В крайнем случае, зовем взрослых.
При переезде луж или болотистой местности для разгрузки передка и загрузки ведущей оси нужно стоять в средней или задней стойке, но не в передней!
Но главное, если ребенок решил покинуть квадр, объясните ему, что нужно выключить зажигание, поставить на передний парковочный тормоз (на подъеме) и слезать с машины только в сторону подъема (если она стоит с боковым наклоном). Это крайне важно, особенно для легких детских квадров, где баланс сильно меняется даже от присутствия легковеса за рулем.
Спуск психологически легче, поскольку скорость можно поддерживать минимальную. Но в этом случае – только задним тормозом. Его же зажимаем и при остановке. Оттяжка задняя, газ отпущен. Разгоняться не стоит: при подскоках на неизбежных неровностях квадр нестабилен. Езда вдоль склона – одно из самых сложных упражнений. Тут надо четко контролировать смещение тела в сторону подъема (вывешиваться) и работу газом и тормозом.
Будни квадроциклиста: выковырять из колеи маленький квадр даже вдвоем нелегко. Вот почему «большой брат» с лебедкой или хотя бы простым тросом никогда не помешает.
Никаких резких движений! Если кажется, что квадроцикл неустойчив, можно повернуть руль в сторону спуска. И по-прежнему основное правило: выходить только в сторону подъема. В лесу главная опасность – деревья и сучья, поэтому очки и плотная куртка – непременное условие таких маршрутов. Также в лесу встречаются овраги, ручьи, болота. На незнакомой местности всегда лучше разведать путь, чем двигаться напролом – и потом осваивать «смежные специальности».
Заболоченные участки стоит проезжать с ходу, на ровном газу, желательно не по имеющимся колеям, где травяной покров уже поврежден. Лучше с задней оттяжкой (на заднеприводном квадре). Больших углов поворота руля желательно избегать. Ручьи-речки на стандартной малокубатурной технике проходимы, только если их глубина не превышает 20–30 см, в зависимости от конструкции воздухозаборника – причем чаще не двигателя, а вариатора (его вентилятор – еще тот лодочный мотор!).
Усталые, но счастливые: «Куда дальше?»
Также стоит оценить дно: камни, галька, песок – приемлемы, но требуют аккуратной работы газом, а вот ил коварен: он может засосать квадр основательно. Не забудьте про удобство въезда и выезда: крутые берега – реальная угроза опрокидывания, а в воде опасность вдвойне страшна. Вообще, незнакомая местность – хороший тренажер для взгляда и смекалки. Пусть ребенок поиграет в разведчика: определит все опасности и предложит наилучшую стратегию. С вашей помощью ее можно оценить и проверить. Главное, не ставьте сверхсложные задачи, чтобы не отпугнуть ребенка от его увлечения. Пусть у него все получается!
Оригинал статьи представлен на сайте журнала "МОТО": http://moto-magazine.ru/community/moto-school/kurs-molodogo-kvadrotsiklista-urok-vtoroy/