|
|||||||
На главную » Курс молодого квадроциклиста. Урок первый. Копия статьи из журнала МОТО, февраль 2014.Дети обожают взрослые игрушки – автомобили, мотоциклы, оружие – даже если те уменьшенного размера. Не исключение и квадроциклы, среди которых есть и подростковые.
Многие родители, покупая их своим чадам, считают, что маленький квадр – просто игрушка с мотором и уж куда безопаснее мотоцикла. Однако даже 50-кубовый ATV не плюшевый медвежонок, травмировать он может неожиданно, и неожиданно сильно. Поэтому, дорогие родители, не поленитесь научить своего ребенка ездить безопасно! Это пригодится ему и во взрослой жизни. А поможет вам в этом инструктор московской «Первой Квадрошколы» Дмитрий Булдаков. Говорят, что отцы, выбирая игрушку для ребенка, подсознательно (а кое-кто и осознанно) примеривают ее на себя. Поэтому те, у кого есть квадроцикл, зачастую даже не задумываются о покупке детского, а усаживают ребенка за руль своего. Действительно, чтобы нажать на курок газа, много сил не надо. А вот чтобы откренить квадр в нужную сторону, страхуясь от переворота, массы тела может не хватить. Да и лишний центнер металла при перевороте увеличивает опасность травмы во много раз. Поэтому необходимо учить ребенка на подходящей для него технике с учетом ее массогабаритных и мощностных характеристик. К тому же со временем можно отправляться вдвоем в небольшие походы – а что может быть увлекательнее для квадроциклиста? И что крепче сдруживает отца и сына? Техника обучения детей Думайте так, как думает ребенок. Например, при игре в прятки маленькие дети думают, Если ребенку меньше 11 лет, мощность двигателя квадроцикла не должна превышать 5 л.с. (обычно это моторы до 70 см3). От 11 до 15 лет могут подойти аппараты 125–200 см3 мощностью 10–15 л.с. Хорошо, если у курка газа будет ограничитель-винт, которым можно регулировать максимальное открытие дросселя. Для начального обучения лучше всего выбирать вариаторные машины: коробка передач для неподготовленного водителя – большая сложность, особенно в напряженной ситуации (подъем – спуск). Совершенно не обязательно наличие полного привода. Обучению он не помогает, но представляет сложность в освоении, утяжеляет руль и добавляет массы самому квадроциклу. Желательно, чтобы масса квадроцикла была больше массы ребенка не более чем втрое. Главное же, чтобы аппарат был удобен, обеспечивал правильную посадку, упоры для ног и комфортное положение рук на руле и рычагах.
«Первая Квадрошкола» не рекомендует эксплуатацию полноразмерных квадроциклов детьми до 16 лет. Ответственность за использование мототехники детьми всегда лежит на родителях.
Где начинать учиться? Конечно, не на парковке, не на деревенской улице и не вблизи крутых оврагов и болот. А также не на свежезамерзшем озере. И обязательно – со взрослыми. Ребенок, если он один, перевернувшись, порой не может даже достать из кармана телефон, чтобы позвонить, не говоря о том, чтобы выбраться из-под машины. А если еще и травма? Вообще, отпуская (потом) ребенка одного, приучите его всегда сообщать свой маршрут, время возвращения и брать с собой средство связи (телефон). И в случае любого изменения (захотелось заехать к приятелю, задержался на часок у озера) немедленно сообщать родителям. Это тоже основы безопасности. С чего начать урок? Нет, не с органов управления и не с «держись за мной, не отставай!» – а с объяснения, что игрушка это серьезная и относиться к ней надо соответственно. Показать, какие опасности могут возникнуть: вот там – дорога, тут пригорок, что за ним – не видно, там – густая трава (или глубокий снег), там может быть яма, пенек, все что угодно. Потренируйте игру «угадай опасность». Приучите ребенка, что лучше остановиться до препятствия и принять решение – переехать его или выбрать другой путь, – чем нестись вперед, не успев проанализировать ситуацию.
Во что одеть ребенка? На первом этапе обучения, когда скорости невелики, достаточно использовать мотошлем (лучше кроссовый, можно и без очков), перчатки и мотоботы или высокие берцы. На втором месте по важности – налокотники и защита спины. Куртка и штаны подойдут любые, которые не жалко испачкать (что непременно случится, если на улице слякоть).
Все фатальные ошибки, как правило, возникают именно в цейтноте, когда на обдумывание и принятие решения не хватает времени. Дети до 12 лет воспринимают информацию не так, как взрослые или подростки, они не способны (без специальной тренировки) внимательно отслеживать как стационарные, так и движущиеся объекты, следить за дистанцией. Следуя по маршруту, маленький ребенок может внезапно остановиться, так как что-то привлекло его внимание. При этом он не будет думать о том, что кто-то может следовать за ним. Поэтому дистанцию до препятствий, дорог, других детей выбирайте с запасом. Обозначьте периметр площадки, объясните, что выезжать за него нельзя. Продемонстрируйте несколько простых жестов, которыми вы будете показывать, что надо делать: остановиться, заглушить двигатель, завести его, прибавить газу. Напоминайте их перед каждым упражнением. Всегда просите ребенка повторить, что он запомнил. Не только для того, чтобы проверить, но и для лучшего усвоения – когда проговариваешь инструкцию вслух, осознаешь ее четче и лучше запоминаешь (летчики, например, это знают не понаслышке).
Теперь можно рассказать об устройстве квадра и органах управления. Объясните, как надо проверять машину перед выездом. Обязательно проконтролировать давление в шинах (при неравномерном давлении квадр может повести себя непредсказуемо), наличие бензина в баке (ведь сколько квадроциклистов «обсыхало» в глухом лесу!), масла в картере, исправность тросовой проводки, элементов подвески. Каждое занятие начинайте с осмотра машины – пусть ребенок привыкает готовиться к выезду самостоятельно. Покажите ребенку пять основных органов управления:
Пора за руль. Главное в посадке – плотный контакт бедер с седлом и согнутые в локтях руки (в среднем положении водитель упирается промежностью в бак). Проще тем, кто ездит на мотоцикле (при условии, что ездит правильно). Но основное отличие – и на это надо обратить внимание – нельзя снимать ногу с подножки и выставлять ее в сторону наклона. Если квадр упадет на ногу, перелом почти гарантирован, если же просто завалится на бок с водителем, травм почти не бывает, подножки и крылья выступают достаточно, чтобы защитить ноги.
При правильном вывешивании на задних крыльях останутся чистые пятна – от контакта со штанами.
В повороте внешняя нога подколенным сгибом держится за бак (седло).
Начало движения, переключение передач, торможение. Научите ребенка запускать и останавливать двигатель, ставить на парковочный тормоз и снимать с него. Двигатель прогрет? Поехали! Вначале на площадке роль конусов могут выполнять сами родители, ребенку так легче понять направление движения. Отрезки движения между стартом и остановкой должны быть около 6–8 м. Обратите внимание на использование тормозов. Дети склонны агрессивно нажимать рычаги тормоза и блокировать колеса. Когда ребенок будет уверенно трогаться и останавливаться, обратите внимание на посадку (плотный контакт ног с квадроциклом) и направление взгляда.
При прохождении поворотов важно загрузить внутреннюю сторону машины. Для этого туловище сильно выносим внутрь поворота. При этом все четыре колеса сохраняют контакт с землей. Внутренняя нога служит распоркой и поддерживает контакт с машиной.
Повороты. Убедитесь, что площадка ровная. Покажите траекторию движения (ребенок может следовать за вами, пока вы идете пешком перед ним). Перед поворотом нужно закрыть газ или притормозить, а в повороте, упершись внутренней по отношению к повороту ногой в подножку и крыло, свеситься внутрь поворота. Критерии правильности упражнения: все колеса сохраняют контакт с грунтом, траектория движения раз от раза не меняется, радиус поворота – минимальный. В качестве конусов можно использовать пустые пластиковые бутылки. Лучше оставлять их открытыми, чтобы при наезде они сминались, а не пружинили, иначе квадрик может здорово подбросить.
)
Оригинал материала представлен на сайте журнала "МОТО": http://moto-magazine.ru/community/moto-school/kurs-molodogo-kvadrotsiklista-urok-pervyy/
|